Пятница, 03.05.2024, 05:23Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт
Трофимовой Юлии Николаевны
 "Школьная жизнь"

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [4]

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Моя педагогическая философия
Моя педагогическая философия (эссе) Уже столько лет работаю учителем, а сформулировать свою педагогическую философию коротко и ясно мне не просто. В основе ее, конечно же, лежит мое отношение к ученикам. Каждый урок я всматриваюсь в их глаза: сколько в них чувств! Глаза ребенка – это состояние души, в которой можно узнать многое. Чтобы узнать больше о ребенке, сердце учителя должно быть не только добрым, но и зрячим. Ведь сердце – инструмент учителя, познания не только самого себя, жизни, а в первую очередь души ребенка. Каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь? Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В.А.Сухомлинского мне особенно близки. Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу, в эксперименты. Мне кажется, что я уже нашла свой «золотой ключик» - это знаменитое «со»: со – творчество, со – трудничество, со – понимание, со – чувствие. Урок должен быть всегда открытием, в нем не должно быть шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Урок это не монолог, это диалог потенциальных творческих возможностей ученика и учителя, ученик равен учителю, хотя и отличается от него запасом знаний. Еще Платон сказал, что диалог – это лучшая форма по совместному поиску истины, форма сотворчества. Учитель и ученики должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, и оба они должны быть интересны друг другу как личности. Учитель должен уметь видеть и слышать, уметь помогать только тогда, когда его помощь действительно необходима, уметь делать так, чтобы ученики сами проявляли активность. Через свой предмет я стараюсь донести до ребят бесспорные истины: прогрессию любви, функцию искренности, бесконечность доброты… Многим может показаться, что математика говорит на ограниченном языке цифр, теорем, аксиом. Но это совсем не так. Язык цифр рождает мысль. Мысль - это великое благо, которым природа наградила человека. Мысль – удивительная сила – созидательное начало, которое есть у каждого здорового ребенка, является источником творческого потенциала, который учитель способен раскрыть. «Величие человека в его способности мыслить» (Блез Паскаль). Логика, точность мысли, аргументированность суждений развивается через решение любого уравнения, через доказательство теоремы. Все это помогает моим ученикам делать маленькие открытия и в то же время формирует их духовную культуру. Не зря математику называют царицей всех наук. Ведь разве можем мы обойтись без математики в жизни? Каждый день нас окружает огромное количество цифр: мы запоминаем расписание автобусов и номера телефонов, ходим в магазин… Каждый раз мои пятиклассники получают в качестве первого домашнего задания написать сочинение на тему «Математика в профессии моих родителей», после обсуждения которых мы вместе приходим к выводу, что ни одна профессия не обходится без математики. А также говорим о важности математики на других учебных предметах и в жизни. Любовь и доброта – лучшие качества учителя в общении с детьми. Ведь у каждого ребенка есть потребность не только в общении, но и в эмоциональном контакте. Я не боюсь говорить ребенку, что у него сегодня на уроке все получается, и часто произношу «молодец», «умница», «я рада за тебя» даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает у ребят уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твердым, испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к знаниям. Если учитель стремится только давать знания, не интересуется внутренним миром своих учеников, их эмоциями, то учащиеся не смогут понимать своего учителя. Труд надо начинать с любви, и любовь должна быть взаимной. Без нее не может быть воспитания, без нее не может быть ничего. Духовное и душевное содружество старших и младших – непременное условие взаимной любви. Отношение между взрослыми и детьми подобно бумерангу. Не с усвоения ребенком моральных истин начинается воспитание ребенка, а с пробуждением в нем добрых чувств. Добрые чувства – залог рождения твердых убеждений и принципов, которые и будут определять лицо подрастающего человека. Есть у учителя одна замечательная возможность: наблюдать за своими питомцами на протяжении многих лет, быть свидетелем становления характера, а порой и судьбы. Сколько их, этих судеб, проходит перед нами за время работы в школе. Сколько неразгаданных тайн, необъяснимых поступков… Иногда – слишком долго не объяснимых. И тогда начинаешь словно прокручивать назад киноленту, на которой шаг за шагом запечатлелись лучшие моменты этих лет. Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс. Звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я помогаю им познать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь.
Категория: Мои статьи | Добавил: trofimova78 (05.09.2012)
Просмотров: 569 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 ШаринаНВ  
0
"Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу..." Это точно! Учитель - профессия творческая!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0